Игровая приставка (реже игровая консоль, с англ. video game console) — это специализированное электронное устройство, разработанное и созданное для того чтобы играть в видеоигры. Наиболее часто используемым устройством вывода является телевизор или, реже, компьютерный монитор - поэтому такие устройства и называют приставками, так как они приставляются к независимому устройству отображения.
Портативные (карманные) игровые системы имеют собственное встроенное устройство отображения (ни к чему не приставляются), поэтому называть их игровыми приставками несколько некорректно.
Изначально игровые консоли отличались от персональных компьютеров по ряду важных признаков — консоли предполагали использование телевизора в качестве основого отображающего устройства и не поддерживали большинство из стандартных периферийных устройств, созданных для персональных компьютеров — таких как клавиатура или модем. Однако, по мере развития игровых приставок, разница между ними и персональными компьютерами стала постепенно размываться — некотороые приставки могут позволить подключение клавиатуры, жёсткого диска и даже запуск на них операционной системы Linux.
Рынок игровых приставок развился из сравнительно простых электронных телевизионых игровых систем, таких как Pong, превратившись в наши дни в мощные многофункциональные игровые системы.
Ниже список игровых приставок, структрированных по эпохам. Эпохи названы по доминирующему признаку, определившему эпоху (даже если не все приставки подпадают под этот признак). В список так же включены карманные игровые приставки, которые обычно представляют собой устройства, по возможностям сравнимые с предыдущим поколением полноформатных игровых приставок. Например, возможности и архитектура PlayStation Portable ближе к PlayStation 2 нежели к PlayStation 3.
Ранние 8-битные системы с играми на картриджах (1979—1983) Vectrex (1982) (единственная игровая консоль с векторным монитором) Arcadia 2001 (1982) Atari 5200 (1982) Colecovision (1982) Game And Watch (1980) (карманная) Intellivision (1980) Magnavox Odyssey (1978) Bally Astrocade (1977) Atari 2600 (1977) RCA Studio 2 (1976) Fairchild Channel F (1976)
Эпоха 8-битных игровых приставок (1985—1990) Amstrad GX4000 (1990) Atari 7800 (1986) Commodore 64GS (1990) Nintendo Entertainment System (1985) / Famicom (1983, Япония) / В России эта приставка пиратским образом выпускалась компанией Steepler, под торговой маркой «Dendy» (1991, Россия) PC Engine (1987, Япония) Sega Master System (1986) / SG-1000 Mark III (1985, Япония)
Эпоха 16-битных игровых приставок (1989—1994) Atari Lynx (1989) Commodore Amiga CDTV (1991) Game Boy (1989) Neo-Geo (1989) Neo-Geo CD Neo-Geo CDZ Philips CD-i (1994) Super Nintendo Entertainment System (1991) / Super Famicom (1990, Япония) Sega Mega Drive (1988) / Sega Genesis (1989, США) Sega CD Sega 32X (Sega Genesis 32X или Sega Mega 32X или Sega Super 32X) Sega GameGear (1991) PC Engine (1987, япония) / TurboGrafx-16 (1989, США) / TurboGrafx (1990, Великобритания) TurboGrafx-CD TurboDuo TurboExpress SuperGrafx
Эпоха 32/64-битных игровых приставок (1993—1999) FM Towns Marty (первая в мире 32-х битная консоль) 3DO (1993) Atari Jaguar (1993) (64-х битная консоль) Atari Jaguar CD Commodore Amiga CD32 (1993) Game Boy Color (1998) (карманная) Nintendo 64 (1996) (64-х битная) PC-FX (1994) PlayStation (1994) Sega Saturn (1994) Virtual Boy (1995) (портативная, со стереоскопическим изображением)
Шестое поколение (1999 — настоящее время) Game Boy Advance (2001) (карманная) Game Boy Advance SP (2003) (карманная) Game Boy Micro (осень 2005) (карманная) Nintendo GameCube (2001) Nokia N-Gage (2003) (карманная, игры по сотовой сети) Nokia N-gage QD (2004) (карманная, игры по сотовой сети) PlayStation 2 (2000) Sega Dreamcast (1999) Xbox (2001)
Седьмое поколение (2004 — настоящее время) Nintendo DS (2004) (карманная) Nintendo DS Lite (2005) (карманная) PlayStation Portable (2005)(карманная) Gizmondo (2005) Infinium Labs Phantom (проект закрыт) Megadrive Portable (2007) PlayStation 3 (2006) Nintendo Wii (Revolution) (2006) Xbox 360 (2005) И сейчас благодаря эмуляции, любой может играть на современном персональном компьютере в любые из первых шести поколений игровых систем.